16.01.2019

Ни для кого не секрет, что музейная мебель особенная. Основное ее отличие от офисной, торговой, бытовой мебели определяется ее функциональными задачами. Без спепциализированной мебели невозможно грамотно организовать экспозицию в выставочном зале, сложно сохранить в фондах и архивах исторические документы, произведения культурного наследия, художественные шедевры. Все музейные экспонаты подвергаются серьезным опасностям, для устранения которых при производстве музейной мебели применяются специальные технолоии и материалы.

Самая распространенная опасность — пыль. Пыль очень гиргоскопична, скапливаясь на поверхностях экспонатов она не только приводит к их загрязнению, повреждению влажностью, но и создает отличную среду для размножения грибков и миркрооргаанизмов, изменению кислотности среды, и, как следствие, необратимому повреждению музейных ценностей. Для предупреждения влияния этих факторов, а также для защиты от насекомых витрины и шкафы хранения делают гермитичными.

Перепады влажности губительно сказываются на ценностях, приводя их к преждевременному разрушению. К тому же сами экспонаты при хранении могут выделять газы, разрушающие их. Для устранения этих опасностей в витринах использутся пассивные и активные системы поддержания микроклимата. К пассивным системам можно отнести оборудование витрин устройствами со сменными картриджами с сорбентами на основе активированного угля или с силикогелевыми наполнителями, которые поглощают лишнюю влажность и вредные газы. Активные системы стабилизации — это полноценные климатические установки, которые контролируют не только влажность и температуру, но и ряд других важных параметров.

Сильное разрушительное воздействие на поверхность экспонатов оказывает ультрафиолетовое излучение — краски тускнеют и выцветают, бумага желтеет, волокна тканей разрушаются и все это постепенно превращается в пыль. Для борьбы с ультрафиолетом во всех витринах используют специальные полимерные материалы, которые запрессовываются между слоями стекла. Получившийся триплекс надежно защищает экспонаты от ультрафиолета и не препятствует обзору.

Бронированные стека и специализированные системы запирания и сигнализации, которыми обязательно комплектуются витрины должны не только защищать экспонаты от вандалов и воров, но и обеспечивать простоту и быструю доступность к хранимым предметам музейных работников. Для этого используются австрийские замки повышенной секретности с возможностью применения системы «главных ключ».

Все материалы, которые используются для производства витрин, должны быть химически инертны, чтобы не оказывать вредного возжействия на хранимые музейные ценности. Дерево, металл, стекло, зеркало, пластик — вот неполный перечень материалов, которые применяются для изготовления витрин. Выбор материала помогает подчеркнуть особенности выставляемых экспонатов, показати их красоту в лучшем виде.

Для лучшего обзора в ви тринах используют осетленное стекло Optiwhite Floatglas и стекло с антибликовым покрытием Schott Mirograd. Для освещения экспонатов используются встроенные неоновые, светодиодные лампы, или лампы дневного света, расположенные в специальном колпаке с антибликовым покрытием, что полностью исключает воздействие теплового и ультрафиолетового излучения и позволяет показать выставляемые ценности в самом выгодном свете.

Все музейные витрины можно расделить на несколько типов: горизонтальные, вертикальнрые, навесные, пристенные витрины, витрины полного обзора, выставочные стенды, подиумы, пюпитры. Самые сложные и массивные — это витрины-диорамы.

Оборудование для музейных хранилищ решает еще одну функцию — как на ораниченном пространстве разместить большое количество экспонатов, обеспечив каждому отдельные условия хранения. Для увеличения плотности хранения фондов используются мобильные сдвижные стеллажи на рельсовых направляющих.

Для каждого музея — от маленького школьного до большого музея федерального значения можно подобрать свой комплект музейного оборудования, который будет не только решать поставленные задачи по сохранности экспонатов, но и с помощью различных материалов создавать необходимую атмосферу в музее и подчеркивать красоту и историческую ценность каждой музейной ценности.

Посетители музеев могут не догадываются о сложном устройстве витрин и стеллажей. Им вполне хватает того, что конструкция музейного оборудования и удобно установленное освещение предоставляют возможность беспрепятственного обзора экспонатов со всех сторон. А конструкторы и производители витрин продолжают и дальше совершенствовать производимое оборудование, решая эту важную и сложную задачу уберечь от разрушения эти нежные и хрупкие свидетельства многовековой истории жизни нашего народа.